КАК КОЛЫВАНЬ СТАЛА РЕВЕЛЕМ
(Широкорад А.Б. «Германия противостояние сквозь века» гл.3
«Как Колывань стала Ревелем» )
Поначалу русские летописцы не
придавали особого значения действиям русских князей в Прибалтике. Вот, к
примеру, краткая запись под 1030 годом: «В то же лето пошел Ярослав на чудь, и
победил их, и поставил град Юрьев»[1].
В данном случае под термином «чудь» подразумеваются
эсты. Вообще же чудью (чухонцами) русские именовали все угрофинские племена.
Юрьевом город был назван в честь самого князя[2]. Юрий — это
христианское имя Ярослава Мудрого. Первые два века христианства на Руси князья
в большинстве случаев имели два имени — русское, языческое и христианское.
Видимо, тогда же был основан и город Колывань на месте
нынешнего Таллина[3].
Эсты стали данниками русских князей. Русские в отличие от немцев
ограничивались выплатой дани, практически не вмешиваясь в быт и религиозные
верования населения Прибалтики.
Несколько слов стоит сказать и о стратегическом
значении города Юрьева. Наши историки много говорят о водных путях на Балтику
через Неву или Северную Двину, но не упоминают о водном торговом пути через...
Центральную Эстляндию. А ведь через нее в IX—XV веках шло значительное число
товаров в Псков и далее, на Днепр и Волгу.
На старинных германских картах Эстляндии весь этот
водный путь именовался Эмбах (Эмайыги). Сейчас же это название относится только
к реке, текущей из озера Выртсьярва в Чудское озеро (р. Эмбах).
На этой-то реке и построил
город Ярослав Мудрый. Поднимаясь по Эмбаху до озера Выртсьярва, ладьи затем
входили в устье реки Тянас-силма и поднимались на 34 км вверх по течению, до
небольшого озера Вильянди. Пройдя 4,5 км по озеру, ладьи шли 34 км по речке
Раудне, которая затем впадает в Халисте (7,6 км), а та — в Навести, последняя
же впадает в реку Пярну (38 км). Ну а Пярну, как известно, впадает в Балтийское
море.
Примерно в 1130 г. племя чудь захватило Юрьев и перебило
местных жителей. В 1133 г. черниговский
князь Всеволод Ольгович совершил поход на Юрьев — город был возвращен, а чудь
основательно побита.
В 1210 г.
русское войско совершило поход в Угаунию (Уггеноис) — территорию западнее
Чудского озера. Видимо, поводом стала невыплата дани чухонцами. Возглавляли
войско новгородский князь Мстислав Мстиславич Удалой и его брат, псковский
князь Владимир Мстисла-вич. Русские осадили большую крепость Оденпе[4]
(Отепя, Медвежья Голова). После 8 дней осады чухонцы сдались и выплатили
русским 400 серебряных монет. При этом часть чухонцев крестились по православному
обряду, причем делали это добровольно.
Вскоре после ухода русской дружины к Оденпе подошли
войска крестоносцев из Риги. Город был взят и сожжен, а окрестное население
насильно крещено по католическому обряду. Соответственно, выплата дани в Псков
прекратилась.
Замечу, что крестоносцы действовали не только кнутом,
но и пряником. Немцам удалось сделать своим «агентом влияния» псковского князя
Владимира Мстиславовича. Князь даже выдал свою дочь за брата епископа
Альберта. Это не понравилось псковичам, и в 1213 г. они выгнали Владимира из города. Владимиру пришлось бежать к
зятю в Ригу, где ему дали в управление Идумейскую , между Ригой и Венде-ном.
Жизнь у немцев князю пришлась не по душе, и он убежал
обратно в Псков. Горожане его простили, и он с псковскими и новгородскими
ратями в феврале 1217 г. двинулся к
Медвежьей Голове.
Магистр венденских меченосцев Бертольд внезапно напал
на русский лагерь. Но новгородцы быстро оправились и контратаковали немцев.
Рыцари были разбиты, Владимир Мстиславович взял в плен своего зятя Феодориха и
привез его в Псков.
К русским присоединились много
эстов. «Пошел с ними и король Псковский Владимир со своими горожанами, и
послали гонцов по всей Эстонии, чтобы приходили осаждать тевтонов и угаунийцев
в Одемпе. И явились не только эзельцы и гарионцы, но и сакальцы, уже давно
крещенные, надеясь таким образом сбросить с себя и иго тевтонов, и крещение. И
пришли они навстречу русским, и осадили вместе с ними замок Оденпе, и бились с
тевтонами и другими, кто был там, семнадцать дней, но не могли причинить им
вреда, так как замок был весьма крепок. Но лучники епископа, находившиеся в
замке, и братья-рыцари со своими арбалетами ранили и убили многих русских.
Точно так же и русские ранили стрелами из своих луков некоторых в замке...
И когда епископы и братья-рыцари услышали об осаде, они
послали на помощь своим около трех тысяч воинов. И отправились с ними магистр
рыцарей Волквин, и Бертольд Венденский, и Теодорих,брат епископа, вместе
сливами, леттами и некоторыми пилигримами. И дошли они до озера Ристегерве, где
встретили мальчика, шедшего из замка. Они взяли его в проводники, с
наступлением утра подошли к замку и, оставив справа эзельцев, двинулись на
русских и бились с ними. Русских и эзельцев было без малого двадцать тысяч,
поэтому, испугавшись такого множества, они отошли в замок. И пали тут некоторые
из братьев-рыцарей, храбрые мужи, Константин, Бертольд и Элиас и кое-кто из
семьи епископа, а остальные все невредимыми достигли замка. И из-за множества
людей и коней в замке начался голод, не хватало еды и сена, и стали кони
объедать хвосты друг у друга. Так же и в русском замке был недостаток во всем.
Наконец, на третий день после столкновения начались переговоры с тевтонами.
И был заключен мир с ними, но с условием, чтобы тевтоны
все покинули замок и вернулись в Ливонию. И позвал Владимир зятя своего
Теодориха пойти с ними в Псков, чтобы скрепить там мир. И поверил тот и вышел к
нему. А новгородцы тут же вырвали Теодориха из рук его и пленником увели с
собой»[5].
Так рассказано об этом походе в
«Хронике Ливонии». Русские же летописи почему-то не упоминают о потерях немцев,
сказано лишь, что у них убиты три главных воеводы и взяты 700 лошадей. Надо полагать,
рыцари отдали 700 лошадей не по доброй воле.
Осенью 1217 г.
старейшина Сакала Лембит поднял против немцев большую часть эстонских племен.
Он послал гонцов в Новгород за помощью. Однако в то время новгородский князь
Мстислав Удалой отправился в поход против венгерского короля. И новгородцы
взяли себе в князья Святослава, сына киевского князя Мстислава Романовича. Тот обещал помочь Лембиту и стал собирать
войско.
К началу сентября на северной
границе Сакала, у берегов реки Пала (Навести), собрались не менее шести тысяч
воинов из Ляэнемаа, Харьюмаа, Вирумаа, Рявала, Ярвамаа и Сакала. 15 дней они
ждали русское войско, но оно так и не подошло. Причиной этого, скорей всего,
послужил конфликт новгородского веча и Святослава. Тому горожане «показали
путь», а взамен позвали его брата Всеволода.
К этому времени из Германии прибыл в Ригу граф Альберт
фон Ле-венборх с отрядом рыцарей. Объединившись с местными крестоносцами, он с
тремя тысячами всадников отправился к Сакала. Лембит выступил навстречу
рыцарям.
21 сентября 1217 г. недалеко от Вильянди состоялось
решительное сражение. Немецкому клину («свинье») удалось прорвать центр эстонского
войска, а затем полностью разгромить его. Сам Лембит был убит, а его голову
доставили в Ригу и выставили на всеобщее обозрение.
В 1218 г. епископ Рижский, Эстонский и Семигальский вместе с графом
Альбертом отправился к датскому королю Вальдемару И. Король Вальдемар к тому
времени показал себя опытным полководцем. К 1215 г. он захватил Голштинию и ряд других северогерманских земель.
Они «слезно просили его направить в следующем году свое войско на кораблях в
Эстонию, чтобы смирить эстов и прекратить их совместные с русскими нападения на
Ливонскую церковь. И когда король узнал о великой войне русских против
ливонцев, он пообещал на следующий год прийти в Эстонию с войском как ради
славы Пресвятой Девы, так и во отпущение грехов своих»[6].
Подчеркиваю, что это не я
сказал «слезно просили», это утверждал современник — автор рифмованной хроники.
А тем временем в Риге
крестоносцы готовились к новому походу на север Эстляндии и на остров Эзель.
Двинуться решили после 15 августа 1218 г.
«И собрались рижане вместе с ливами и летами, и пошли с ними Генрих Боревин[7]
и магистр Волквин со своими братьями. И подошли они к Сакале, где обыкновенно
бывало место молитв и сговоравойска. Граф Альберт повелел устроить там мост, и
было там же решено разграбить Ревельскую область»[8].
Но когда крестоносцы достигли замка Вилиенде, разведчики донесли о
приближении русского войска, которое вели князь новгородский Всеволод
Мстиславич и князь псковский Владимир Мстиславич. Русское войско форсировало
реку Эмбах, которую эстонцы называли «Матерью вод», и двинулись вперед.
На речке Эмель состоялось сражение. Судя по тексту
рифмованной хроники, крестоносцы внезапно напали на авангард русских, и те
отступили за речку. Но когда подошли основные силы новгородцев и псковичей, то
ливы и летты в панике кинулись бежать. Организованно удалось отступить лишь
двум сотням крестоносцев. Зато в Риге они уже хвастались, что убили 50 русских
и что сам «король Новгородский» приказал своему войску оставить их в покое.
Русское же войско широким фронтом прошлось по Ливонии,
уничтожая замки и католические церкви, воздвигнутые крестоносцами.
В 1219 г. на
севере Эстляндии с 1500 кораблей высадились войска датского короля Вальдемара
II и его вассала, правителя острова Рю-ген и части Померании Вацлава I.
Несмотря на ожесточенное сопротивление эстов (реваласцев), они захватили и
разрушили крепость Колывань, а на ее месте построили свою крепость Ревель
(нынешний Таллин). Любопытно, что по-эстонски «таллин» означает «датский город».
Новгородцы под началом князя Владимира Мстиславовича и
его сына Ярослава дважды, в 1219 и 1222 годах, осаждали немецкую крепость
Венден (Кесь) и один раз, в 1223 г., — Ревель. Но все три осады были неудачны,
врага спасали мощные укрепления и метательные (камнеметные) машины. Русским
удалось взять много добычи и пленных, но выгнать противника из Прибалтики они
не смогли. Немцы и римские папы сделали из Прибалтики восьмивековой очаг
напряженности в северо-восточной Европе.
В 1224 г. немцы двинулись на самую сильную русскую крепость в Эстляндии
— Юрьев. Там сидел князь Вячеслав Борисович, у которого немцы ранее отняли
город Кукейнос. 15 августа Юрьев был осажден. Немцы приготовили много осадных
машин, из огромных деревьев выстроили башню в уровень с городскими стенами и
под ее защитой начали вести подкоп. Всю ночь и весь следующий день над этим трудилась
половина войска: одни копали, другие относили землю. На следующее утро большая
часть подкопанного рухнула, и башня была придвинута ближе к крепости.
Несмотря на активную подготовку к штурму, осаждающие еще пытались
завести переговоры с князем Вячеславом. Они послали к нему несколько духовных
особ и рыцарей с предложением свободного выхода из крепости вместе с дружиной,
лошадьми и имуществом, если
князь согласится покинуть отступников туземцев (эстов).
Вячеслав Борисович не принял этого предложения, так как ожидал подкрепления из
Новгорода. Тогда осада началась с новой силой и продолжалась много дней без
видимого успеха.
Согласно немецкой хронике,
осаждающие собрали совет, на котором два рыцаря, Фридрих и Фредегельм, недавно
приехавшие из Германии, подали идею: «Необходимо сделать приступ и, взявши
город, жестоко наказать жителей в пример другим. До сих пор при взятии
крепостей оставляли гражданам жизнь и свободу, и оттого остальным не задано
никакого страха. Так теперь положим: кто из наших первый взойдет на стену, того
превознесем почестями, дадим ему лучших лошадей и знатнейшего пленника,
исключая этого вероломного князя, которого мы вознесем выше всех, повесивши на
самом высоком дереве».
Идея понравилась. И на следующее утро осаждающие
устремились на приступ, но были отбиты. Осажденные сделали в стене большое
отверстие и выкатывали оттуда раскаленные колеса, чтобы зажечь башню, от
которой была большая опасность крепости. Осаждающим пришлось сосредоточить все
свои силы, чтобы потушить пожар и спасти башню. Между тем брат епископа,
Иоганн фон Аппельдерн, неся огонь в руке, первым начал взбираться на вал, за
ним следовал его слуга Петр Ore, и оба беспрепятственно
достигли стены. Увидев это, остальные ратники бросились за ними, каждый спешил,
чтобы оказаться первым. Кто же взошел первым на стену, осталось неизвестным.
Одни поднимали друг друга на
стену, другие прорывались сквозь отверстие, сделанное самими же осажденными
для пуска раскаленных колес. За немцами ворвались леты и ливы, и началась
резня. Никому не было пощады. Бои в городе продолжались до тех пор, пока
русские не были истреблены почти полностью. Немцы окружили крепость и не давали
никому спастись бегством. Из всех мужчин, находившихся в городе, оставили в
живых только одного — слугу суздальского князя. Ему дали лошадь и отправили в
Новгород рассказать своим о судьбе Юрьева, и новгородский летописец записал:
«Того же лета убиша князя Вячка немцы в Гюргеве, а город взяша».
К великому сожалению, события в Прибалтике в XII — начале
XIII веков не нашли должного отражения ни в царской, ни в советской
историографии. И, по мнению многих поколений наших людей, первым против
крестоносцев выступил Александр Невский. Поэтому мне и пришлось приводить
подробности боевых действий русских князей против крестоносцев задолго до
рождения князя Александра Ярославича.
Из всего
сказанного можно сделать очевидные выводы.
Во-первых, к 1158 г.
Прибалтика была вассальной территорией русских князей. Князья Рюриковичи
действовали по принципу «разумной достаточности». Они ставили перед собой две
основные цели — обеспечение свободного выхода Руси к Балтийскому морю через
Западную Двину и Финский залив и обеспечение безопасности своих княжеств от
вторжения западных рыцарей.
Поэтому они не вмешивались во внутренние дела местных
племен и не навязывали им православия. Вполне достаточно было построить
несколько крепостей и держать там небольшие гарнизоны. Местные племена были
обложены сравнительно небольшой данью — на содержание гарнизонов и для
психологического воздействия, дабы туземцы не забывали, кто их сюзерен.
Во-вторых, вторжение немцев, а позже датчан встретило
отчаянное сопротивление не только местных племен, но и дружин русских князей.
Война шла свыше 60 лет.
В-третьих, нельзя забывать, что
подлинными организаторами и идейными вдохновителями походов на восток были римские
понтифики (папы) и их окружение. Нигде в священных книгах не говорится о том,
что-де учения Христа надо насаждать с помощью огня и меча. Но не следует
забывать, что каждое языческое племя, обращенное крестоносцами в католичество,
принуждалось к уплате церковной десятины в пользу Рима. Неудивительно, что
христиан, отказывавшихся платить десятину Папе, католические иерархи
приравнивали к язычникам.
[1] Полное собрание русских
летописей. Т. I. Стб. 149.
[2] Город Юрьев в 1224—1893 гг.
официально назывался Дерпт, в 1893— 1919 гг. — Юрьев, с 1919 г. — Тарту.
[3] В 1219—1917 гг. официально назывался Ревелем.
[4] Оденпе, с 1917 года — город
Отепя.
[5] Мазутова В.И., Назарова Е.Л.
Крестоносцы и Русь. С. 125—126.
[6] Мазутова В.И., Назарова Е.Л.
Крестоносцы и Русь. С. 127.
[7] Генрих Боревин — сын
Придислава, князя славян-ободритов. Генрих принял крещение осенью 1164 г. В Ливонию он во главе отряда
мекленбург-ских рыцарей прибыл вместе с графом Альбертом фон Левенборхом.
[8] Мазутова В.И., Назарова Е.Л.
Крестоносцы и Русь. С. 127.
Источник: http://drsoft.ucoz.ru/load/shirokorad_ab_germanija_protivostojanie_skvoz_veka/10-1-0-143 |