О
политике бывшей и нынешней администрации США на постсоветском
пространстве пишется сейчас много. Однако экспертное сообщество США и
стран Европейского Союза старательно обходит конкретику, раскрывающую
суть работы американских дипломатов в бывших республиках Советского
Союза.
Несложный
анализ исторических событий, произошедших за последние 50-70 лет в
бывших государствах Варшавского Договора, странах Ближнего Востока и
Восточной Азии, приводит и к несложному выводу: функции
"представителей" США давным-давно вышли за рамки дипломатической
службы. Появление на горизонте служащего американского Государственного
департамента воспринимается сейчас как предвестие серьезных потрясений
для общества.
Взять,
к примеру, такую "легендарную" личность, как посол США Мария Йованович,
считающуюся специалистом по "цветным" переворотам и урегулированию
постреволюционных ситуаций. Многие исследователи американской внешней
политики утверждают, что во время работы в Украине и Киргизии ей
удалось примирить власти и оппозицию, взяв последнюю под свою опеку.
Кроме того, они полагают, что только благодаря ее усилиям в Киргизии
успешно функционировала американская военная база "Манас", снабжающая
всем необходимым натовский антитеррористический контингент в
Афганистане. Но это только вершина айсберга.
Эксперты
забывают, что, инициировав смену украинских и киргизских властей,
Госдепартаменту США необходимо было закрепить свои достижения в так
называемых странах молодых демократий. Вот на эту роль Белому дому и
подошла госпожа Йованович, набившая руку на новых политических
технологиях во время работы в Посольстве США в России в 1980-1990 годах.
В
итоге канули в "небытие" Л.Кучма и А.Акаев, окончательно укрепился
режим проамериканского В.Ющенко, началась экспансия американского
капитала, а Украина и Киргизия были опутаны сетью американских и
европейских неправительственных организаций (НПО). А если учесть, что
после начала работы М.Йованович начались проблемы с пребыванием в
Украине российского Черноморского флота, появился политический проект
NABUCCO, а военной базе "Манас" в Киргизии был присвоен статус
ключевого звена в операциях НАТО в Центральной Азии, то можно себе
только представить, какие последствия будет иметь приезд Йованович в
Армению в качестве посла Соединенных Штатов.
Так
чего же ожидать народам Южного Кавказа от "дипломатической" миссии
Марии Луизы в Армении? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к
результатам ее работы в Киргизской Республике (КР), являющейся, как и
Республика Армения, государством - участником Организации Договора о
коллективной безопасности.
До
принятия Госдепартаментом США решения о назначении послом М.Йованович
Киргизия была спокойной многоконфессиональной страной, где прекрасно
уживались мусульмане, буддисты, иудеи, христиане. Однако к 2007 году,
после "тюльпановой" смены власти и усиления в КР под патронажем
американского посла оппозиционных сил, Киргизия превратилась в
ярковыраженное промусульманское и протурецкое государство.
Вступив
в 2005 году в должность главы дипмиссии, М.Йованович практически сразу
выступила с инициативой организации в КР публичных мероприятий для
мусульман, в том числе в честь наступления месяца Рамадан. В 2005-2006
годах Посольство США совместно с Посольством Турции активно включилось
в лоббирование назначения в мечети г.Бишкека имамов из числа турецких
духовных лиц и местных турок-месхетинцев. М.Йованович лично участвовала
в согласовании проекта развития протурецких учебных заведений в
Киргизии, в особенности на юге страны. При ее содействии киргизский
университет "Ататюрк-Алатоо" получил организационную и финансовую
поддержку от Госдепартамента США.
Со
второй половины 2007 года посольством начато осуществление в КР
программы по исследованию ислама в южных регионах. На базе
Американского университета Центральной Азии американскими дипломатами
создан Центр исламских исследований для проведения научных лекций и
семинаров регионального масштаба, а также привлечения имамов для
формирования среди прихожан "благоприятного" образа США.
Отсюда
вопрос - зачем дипломатическому представительству поддерживать и
усиливать исламские настроения в таком взрывоопасном районе Центральной
Азии, как Ферганская долина?
В
период работы М.Йованович в Киргизии усилилось и экономическое влияние
в стране американского союзника по НАТО - Турции. Глава дипломатической
миссии активно "боролась" за приток турецких инвестиций в экономику КР.
Открытие в 2006 году нового турецкого торгового комплекса VEFA в
Бишкеке ознаменовалось личным присутствием посла США, патронировавшей
данный проект.
Отдельный
вопрос деятельности Посольства США в Киргизии - отслеживание и контроль
за наркотрафиком по маршрутам Афганистан - Кыргызстан - Косово и
Афганистан - Кыргызстан - Турция.
По
оценкам экспертов в области борьбы с распространением наркотиков, за
время функционирования авиабазы США в Киргизии значительно увеличился
поток наркотических и психотропных веществ из
Афганистана в Европу и страны СНГ. В течение трех последних лет
проведения подразделениями НАТО в Афганистане операции "Несокрушимая
свобода" производство афганского опия возросло в 6 раз. В 1999 году
опиумный мак выращивался в 19 из 32 провинций Исламской Республики
Афганистан, а уже в 2006 году их количество увеличилось до 30. При этом
торговля опиумом контролируется афганскими террористическими
организациями, в том числе группировкой "Хизб ут-Тахрир", имеющей в
Киргизии представительство.
Учитывая
это, закономерно усомниться в истинной цели деятельности Посольства США
по содействию антитеррористической операции НАТО в Афганистане. Еще
больше сомнений появляется, если принять к сведению, что М.Йованович
наладила тесный контакт с лидером "Хизб ут-Тахрир" в КР Турсунбаем
Бакир уулу, поддерживала его кандидатуру на прошлых президентских
выборах и оказывала ему поддержку в создании на киргизской территории
радикального Исламского движения Кыргызстана.
В
связи с этим совершенно уместной видится аналогия натовской операции в
Афганистане с "наработками" Госдепартамента и ЦРУ США в Колумбии,
Вьетнаме и Никарагуа, где американские спецслужбисты использовали
дипломатическую почту и военную авиацию для вывоза тонн
героина и других наркотиков в США и Канаду. Вполне естественно здесь
звучит вопрос о возможности применения М.Йованович и ее коллегами
такого опыта в Киргизии. Ведь не зря же посол
США, представители американской НПО "USAID" и руководитель отдела ЦРУ
при посольстве в КР Вики Рандкуист наладили "деловые" контакты с
антинаркотическими службами Кыргызстана, а также осуществили ряд
проектов по реформированию и финансовой поддержке таможенных органов и
ассоциаций таможенных брокеров республики. А иначе для каких целей
американскому правительству вкладывать миллионы долларов в сферу
брокерских услуг такой небольшой страны, как Киргизия?
Не
секрет, что на натовской авиабазе "Манас" нет таможенного и
пограничного контроля, и никто не знает, кроме Посольства США и
руководителей самой базы, как груз в данное время проходит транзитом
через республику из Афганистана в Европу. Такая же система "контроля"
за грузопотоком действует и на других базах НАТО - в Турции, Косово,
Германии и т.д.
Поэтому
использование заинтересованными лицами военно-транспортной авиации
альянса и их союзников (Грузия, Азербайджан, страны Восточной Европы)
для доставки запрещенных грузов из Азии в Европу и США - это не что
иное, как пример грамотно продуманной логистической схемы, действующей
в интересах союза афганских наркодилеров, американских дипломатов и
сотрудников ЦРУ.
Было
бы нелогичным умолчать и о деятельности Посольства США в Бишкеке по
"псевдостабилизации" внутриполитической ситуации. Казалось, можно было
бы остановиться на формировании в Киргизии сильного проамериканского
исламского лобби, организации поставок афганского опия на Американский
континент и взятии под контроль стратегических отраслей экономики. Но
нет, "американская мечта" Госдепартамента простирается гораздо дальше!
Ее цель - окончательно дестабилизировать обстановку в стране, привести
к власти "послушного" лидера и управлять политическими и экономическими
ресурсами государства для обеспечения доминирующего положения США в
регионе.
Именно
этим и занимался политико-экономический отдел посольства под
руководством М.Йованович, создавая в Кыргызстане условия, позволяющие
беспрепятственно вывозить из республики газ, уран, опиум, человеческие
органы и другие "товары". "Разделяй и властвуй в стране пребывания" -
по-прежнему актуальный девиз американских представителей за рубежом.
Если
вдаваться в подробности, то в результате регулярных совместных "обедов"
с руководством радикальной оппозиции (лидер О.Текебаев), американских и
киргизских НПО, молодежных и происламских организаций республики послу
США удалось существенно усилить свое влияние на президента Киргизии, а
также создать элементы управления парламентом и общественным мнением КР.
Показателен
в этом случае скандал с экс-спикером парламента страны оппозиционером
О.Текебаевым, который был задержан в Польше за перевозку наркотиков.
Вмешавшись в ход разбирательств, М.Йованович добилась
его освобождения из-под стражи и увольнения с занимаемого поста главы
Службы национальной безопасности Киргизии, пытавшегося воспользоваться
данной ситуацией для пресечения антиконституционной деятельности
радикальной оппозиции.
Вместе
с тем, придав огласке покровительство лидеру оппозиции, она оказалась
причастной к делу о транспортировке О.Текебаевым наркотических
препаратов. Ряд киргизских экспертов сразу же предположили, что
оппозиционер был направлен в Польшу главой американской дипмиссии как
представитель террористической организации "Хизб ут-Тахрир" для
проработки новой схемы поставок афганского опия по маршруту Афганистан
- база НАТО в Киргизии - база НАТО в Польше.
Однако
М.Йованович не только не опровергла эти выводы, но и не потрудилась
объяснить цели своей пристальной опеки оппозиционера. Видимо,
М.Йованович не особо опасается за свой имидж, надеясь, что статус
американского дипломата и дипломатическая неприкосновенность позволят
ей избежать любой ответственности. Тем более что способы обхода
киргизского правосудия уже отработаны в Посольстве США. Несколько лет
назад Йованович удалось "уладить" инцидент на военной базе "Манас",
организовав втайне от киргизских властей возвращение в США
американского военнослужащего, убившего гражданина КР.
Подобное
вмешательство американских дипломатов во внутренние дела государств
осуществляется ими повсеместно, системно и безнаказанно. Максимум, что
могут сделать власти страны, - это выслать из нее сотрудников
Госдепартамента. Так было и в Киргизии в 2006 году, когда, несмотря на
противодействие Белого дома, президент Кыргызстана объявил персонами
нон грата двух подчиненных М.Йованович за вмешательство в дела
республики. Уже стал достоянием общественности тот факт, что эти
дипломаты являлись сотрудниками ЦРУ, пытавшимися по указанию
американского посла подкупить киргизских политиков и дестабилизировать
с их помощью ситуацию в стране.
Теперь,
возвращаясь к вопросу о последствиях для республик Южного Кавказа
назначения М.Йованович на должность посла в Армении, можно достаточно
точно спрогнозировать развитие ситуации в Кавказском регионе.
Рассматривая
украинский и киргизский опыт госпожи Йованович сквозь призму
происходящих на Кавказе процессов, большинство армянских экспертов
склоняются к мнению, что ближайшие 3-4 года станут для руководства
Армении серьезной проверкой на прочность.
Уже
сейчас активное взаимодействие посла США с радикальным Армянским
национальным конгрессом, возглавляемым экс-президентом
Л.Тер-Петросяном, негативно отражается на политической ситуации в
Республике Армения (РА). Параллельная работа с парламентской оппозицией
(партия "Наследие"), оппозиционными СМИ и провластной партией "Оринац
еркир" позволили М.Йованович сформировать инструменты влияния на ряд
ключевых государственных структур и общественность республики.
А
дальше скорее всего развитие ситуации пойдет по отработанной
Соединенными Штатами схеме - исламизация РА после восстановления
отношений с Турцией и возможного подписания армяно-турецкого договора,
экспансия турецкого капитала, усиление политического влияния Турции в
республике. Затем Госдепартамент приведет в действие механизмы, успешно
испытанные в Югославии, странах Ближнего Востока и Восточной Азии.
Необходимо
отметить, что данные процессы в Армении уже начались. Американцы
пытаются сейчас заставить руководство РА под различными угрозами
подписать соглашение с Азербайджаном об отложенном на неопределенное
время статусе НКР и одновременном выводе армянских войск из Нагорного
Карабаха. Вдобавок в обмен на возможное согласие армянской стороны
пойти на нормализацию отношений с Турцией Госдепартамент США предложил
армянам оказать содействие в открытии армяно-турецкой границы. В
результате внутриполитическая ситуация в Армении и Нагорном Карабахе
существенно обострилась.
Не
вызывает сомнений, что М.Йованович и ее "боссам" не так уж и важна
судьба президента Сержа Саргсяна и армянского народа, как, впрочем,
азербайджанского и грузинского. Главная цель - перекроить карту Кавказа
путем разделения на несколько частей территорий РА и НКР, создать в
Нагорном Карабахе военную базу НАТО, например, под предлогом
миротворческой миссии, а затем превратить НКР в анклав в составе
Азербайджана наподобие Косово. Тогда США и их союзникам можно будет
делать действительно большой "бизнес" на кавказских республиках,
запустив в действие транспортный опиумный коридор Афганистан -
Кыргызстан - Карабах (Азербайджан).
И
тем более американские дипломаты не обеспокоены, что Армения находится
в кольце исламских государств, имеющих далеко идущие планы по
укреплению исламских настроений в христианских странах. Не случайно
турецкое правительство обратилось к Госдепартаменту США с просьбой
оказать давление на армянские власти для получения разрешения на
строительство нескольких мечетей - одну рядом с будущим Посольством
Турции в Ереване и двух-трех на границе с Турцией и Нахиджеваном.
Скорее
всего М.Йованович добьется этой цели под предлогом намечающегося в
ближайшее время роста числа турецких бизнесменов и туристов, посещающих
Армению. Ведь на кону большие деньги и стратегическое партнерство США и
Турции.
Так
сбудется ли "американская мечта" на постсоветском пространстве? Как
видится, этот вопрос совсем не риторический. "Бизнес-предложения", от
которых нельзя отказаться, республикам Южного Кавказа уже сделаны.
Информационное агентство International Media Resources (Словакия)
http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=50957
|